Рукодельное искусство — умение шить золотом. В прежние времена ценилось очень дорого. Во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия.
Драгоценное шитьё — Рукодельное искусство
Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.
Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах. Также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.
Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра.
Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань.
Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.
Золотное шитьё сегодня
На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились и возрождаются при монастырях. Всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.
По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото».
Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад. Но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить — шнур, укладывается по узору. Прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.
Умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.
Для обучения рукодельному искусству потребуется
1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).
Последовательность работы
1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.
3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки. Переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп). Вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
Вы готовы к творческому процессу!